Breadcrumbs


Опросы


Удовлетворены ли вы качеством современного школьного образования?

Да - 62.2%
Нет - 37.8%

Total votes: 111
The voting for this poll has ended on: 30 Март 2016 - 00:00

Login Form




К 100-летию образования комиссий по делам несовершеннолетних

Создание учреждений по предупреждению детской преступности и безнадзорности было определено временем. Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России существовала всегда. Численность беспризорников, сирот резко возрастала в период войн и катаклизмов, когда разрушались общественные и семейные связи.

 

Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, голод и эпидемия оставили без крова тысячи детей. В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-ой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года. В 1910 г. в царской России насчитывалось около 2,5 млн. нищих и беспризорных детей, остро нуждающихся в помощи. К 1922 году в стране насчитывалось около 7 миллионов беспризорников. Этой проблемой занимались Государственный совет защиты детей (создан в 1919 году, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (создана в 1921 году, председатель Ф.Э.Дзержинский), социальные инспекции на местах, «Фонд им.В.И.Ленина для оказания помощи беспризорным детям»(1924г.).

Непосредственно после Октябрьской революции советское государство провозгласило и стало неуклонно претворять в жизнь новый принцип отношения к детям – принцип социального воспитания детей. Впервые в истории человечества забота о ребенке стала прямой обязанностью государства, причем основное внимание обращалось на детей обездоленных, осиротевших, заброшенных, беспризорных. Борьба с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних стала рассматриваться как часть единого дела охраны детства.

В 1917-1919 г.г. главное внимание уделялось охране детей от материальных невзгод, заботе о сохранении их жизни. Именно это обстоятельство и обусловило сосредоточение всех вопросов, связанных с заботой о детях, в Народном комиссариате социального обеспечения.

Днем рождения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав считается 14 января 1918 года, когда был издан соответствующий декрет, определивший курс молодого государства на социальное воспитание детей и подростков и применение мер воспитательного и принудительного характера. В компетенцию той, первой, комиссии входила также работа по спасению голодающих детей, ликвидация беспризорности, создание специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей. Полностью решить проблему беспризорности подростков не удалось: в 1926 г. в стране еще насчитывалось до 334 тысяч беспризорных и неустроенных детей. Однако уже 31 мая 1935 года комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены.

Ответственность за своевременное устройство детей возлагалась непосредственно на местные советские органы. Суть работы комиссии сводилась к обстоятельному изучению личности правонарушителя, выявлению причин и условий, побудивших его к асоциальному поступку, естественным последствием чего становилось осуществление тех или иных педагогических и врачебных мер. Заседания были публичными, разрешалось присутствие прессы, но запрещалось публиковать фамилии несовершеннолетних. При установлении же невозможности применения к правонарушителю мер медико – педагогического характера дело передавалось в народный суд для привлечения несовершеннолетнего к ответственности на общих основаниях.

В годы Великой Отечественной войны при исполкомах местных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, на них же возлагалась охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство, предупреждение безнадзорности. В  эти годы  ставилась задача выявления всех беспризорных детей и размещения их в приемниках-распределителях.

После войны государство стало уделять больше внимания профилактической работе с несовершеннолетними. В 1958 году «Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик» повысили возраст, по достижению которого несовершеннолетние могут быть привлечены к уголовной ответственности, сузили сферу применения к ним уголовного указания, расширили круг применения мер общественного воздействия.

В связи с таким положением безусловно возникла необходимость создания органов, которые занимались бы организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, применением к ним административного и воспитательного воздействия. Ими  стали Комиссии по делам несовершеннолетних, образованные в 1961 году, при Советах Министров союзных, автономных республик, при исполкомах местных Советов.

Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних (действующее и поныне), которым при органах исполнительной власти каждого города или района создавалась комиссия по делам несовершеннолетних. В течение последующих лет это Положение неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия по борьбе и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.

В 1970-х годах правовыми актами была закреплена координирующая роль комиссии в системе государственных органов и расширены контрольные функции. В 1980-84 годах с принятием Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, была расширена компетенция комиссии в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей. Комиссиям было предоставлено право привлекать к ответственности родителей за невыполнение обязанностей по обучению детей, нахождение несовершеннолетних в состоянии опьянения, употребление наркотических веществ.

В 1980-84 годах с принятием Основ Законодательства Союза СССР и союзных республик об административных правонарушениях была расширена компетенция КДН в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей. Руководство комиссиями было возложено на заместителей председателей и секретарей исполкомов Советов народных депутатов, на заместителей глав местных администраций, в системе которых функционировали комиссии до 2006 года.   Основная нагрузка по организации работы комиссии фактически  была возложена на ответственного секретаря, который  длительное время являлся  единственным освобожденным работником, штатная должность которого обязательна для всех комиссий по делам несовершеннолетних.

Указ Президента Российской Федерации от 06 сентября 1993 года №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» закрепил главенствующую роль Комиссий по делам несовершеннолетних в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Комиссии   являлись       координирующим  звеном  в  системе   государственных  органов  и  организаций      общественности,   специально    занимающимся   воспитательной   и  профилактической   работой  среди  несовершеннолетних  и    их  состав    формировался   преимущественно  по  представительству   от   соответствующих    органов    государственного   управления  с  обязательным  участием  органов   народного   образования,  здравоохранения,   внутренних  дел,   социального   обеспечения, а  также   с включением   в  них  представителей    общественных  организаций.

Основным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на сегодняшний день остается Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В современной России члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав активно проводят индивидуально-профилактическую работу с детьми и семьями, оказавшимися в социально-опасном положении. В указанных комиссиях муниципальных образований работают юристы, педагоги, врачи, представители учреждений социальной защиты населения, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства. Основную нагрузку в этой сложной работе несут на себе штатные сотрудники территориальных комиссий. Комиссия работает с детьми и подростками, т.е. весьма специфической категорией правонарушителей. При этом она наделена государственно-властными полномочиями по привлечению их к административной  ответственности. Поэтому к ее кадрам должны предъявляться самые высокие требования, связанные со знанием как правовых вопросов ответственности несовершеннолетних, так и возрастной психологии отклоняющегося поведения. Со вступлением   в  действие  1  июля 2002  года   Кодекса  Российской     Федерации    об  административных   правонарушениях  подведомственность  дел  об  административных  правонарушениях     несовершеннолетних   полностью  отнесена   к  ведению   комиссий   по  делам    несовершеннолетних   и  защите  их прав.  В  связи  с  этим  количество  дел  об  административных  правонарушениях,  рассматриваемых   комиссиями,  значительно    возросло.  Административный  процесс  стал    не  менее  серьезным,   чем  уголовный.  На  всех   этапах   в  стадиях    административного   производства от  возбуждения   дела    об  административном  производстве   и  до  исполнения     постановлений   о  назначении    административного     наказания,   значительно    возросли     объем  и    сложность     процессуальных  действий, совершение  которых    требует   от должностных    лиц,    занимающихся  правоприменительной    деятельностью,   знания   норм   не  только    административного  права,  но  и   других   его   отраслей.

Председателями комиссии по делам несовершеннолетних в Каменском районе являлись  руководители социальной сферы Каменского района –   Аркадий Петрович Будаев, Людмила Григорьевна Петухова, Светлана Николаевна Атмановская   С 1980-х годов до 2006 г. деятельность комиссии по делам несовершеннолетних обеспечивала ответственный секретарь  комиссии   Вера Ивановна Уфимцева.

С 1 января 2006 года в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области №951-УГ  от 30.11.2005 года.  «Об образовании  территориальных  комиссий Свердловской области по делам  несовершеннолетних  и защите их прав»  комиссии функционируют при Правительстве Свердловской области и наделены правами юридического лица.  С  2009  года Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав  Каменского городского округа  возглавляет   Наталья Юрьевна Смоленцева, ответственный секретарь  Наталья  Юрьевна Дементьева.

Прошло 100  лет,  но  деятельность комиссий  по делам несовершеннолетних и защите их прав остается актуальной и востребованной   и сегодня. Дети и подростки по-прежнему остаются категорией, особо нуждающейся в государственной поддержке, и они должны находиться под защитой государства.

Презентация "История комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав"


Template "schoolnerdfree" redesigned by Rostehinfo (Copyright © 2012)